В Тутуясе около 400 домов, посёлок принадлежит к Мысковскому городскому округу. Дачники всё прибывают - места красивые, природа, чистый воздух. Меньше пятидесяти семей живут здесь постоянно. Они отрезаны от "большой земли" - из всех коммуникаций только электричество. И телевизор в каждом доме - интернета в Тутуясе нет, и нет моста через Томь. Вместо моста - паром, из-за которого Тутуяс в один день получил известность во всём Кузбассе.
"Жители Тутуяса и ещё нескольких сёл должны платить за проезд в одну сторону 300 рублей! Съездить на работу и обратно — 600 рублей только за переправу", - такой крик о помощи разошёлся по соцсетям.
Корреспондент "Новой Шории" поговорил с местными жителями и узнал о том, что на работу из Тутуяса каждый день мало кто ездит, зато четыре месяца в году посёлок остаётся вообще без связи с "внешним миром" - люди не могут купить продукты и лекарства, пенсионеры не получают пенсии, да и не на что их тратить - торговли здесь нет круглый год. Ещё мы выяснили, кто зарабатывает на паромной переправе и с каким неожиданным результатом проходят "аукционы" в городском округе.
11 апреля комитет по управлению муниципальным имуществом города Мыски объявил торги на аренду катера "Екатерина", который перемещает через реку баржу с паромом. Цена символическая - 6598 рублей и 66 копеек за весь сезон. Всё равно что даром, - уверены сельчане:
- Только за выходные переправляются не меньше 150 машин с дачниками, очередь стоит на несколько часов и километров, - рассказывают нам, - с каждого по 300 рублей, это сколько получается? Только в одну сторону, заметьте!
Получается 45 тысяч. В обе стороны - 90. Если верить подсчётам трафика, за пять месяцев навигации только с дачников паромщики "поднимают" около 1,8 миллиона, и это только за выходные дни.
На фото: тот самый катер "Екатерина" перевозит паром через Томь
Дальше рассказы разнятся. В соцсетях пишут, что местные хотели сами выиграть тендер, платить полторы тысячи в месяц за катер и снизить стоимость переправы до минимума.
- Я об этом не слышала, - поясняет старшая посёлка Людмила Малышева, - мы хотели по-другому: чтобы переправу вернули в муниципальную собственность, и цена была бы справедливой. Потому что с кем ни разговаривали - ни у кого в Сибири нет такого дорогого парома!
По словам Людмилы Семёновны, частники заправляют переправой уже около двадцати пяти лет. "Новая Шория" выяснила, кто и на каких условиях получил такой выгодный, с точки зрения тутуясцев, контракт.
Паромщик - индивидуальный предприниматель Игорь Степанов. Муниципальное управление "УЖКХ" выплачивает ему 2 миллиона рублей ежегодно за работы по "устройству, содержанию ледовой переправы, поста наблюдения и содержание подъездных путей, причалов, паромной переправы".
Мы нашли такие контракты за два последних года. Получается, Игорь Петрович обеспечил два источника финансирования переправы - бюджетный и за счёт местных жителей.
Корреспонденту "Новой Шории" не удалось связаться с самим предпринимателем Степановым, и мы рады будем предоставить ему слово на нашем сайте.
Посёлок Тутуяс и одноимённая речка с дрона. Теперь понятно, почему сюда едут дачники?
Съёмки 3 сентября 2022 года
Что там с торгами?
Любопытство сельчан было упразднено через неделю дней после открытия аукциона на аренду катера за "смешные" 6500 рублей в год - 19 апреля глава мысковского КУМИ Елена Кукина распорядилась отказать в проведении торгов без объяснений.
Заказ на выполнение работ по обустройству зимней и летней переправы бизнесмен Игорь Степанов получает тоже вне конкуренции - как "единственный поставщик". Не исключено, что других желающих тратить силы на небольшой посёлок просто не находится. К слову, зимнюю ледовую дорогу здесь только хвалят.
На Степанова, по словам жителей села, работают два помощника. Его деятельность добросовестно лицензирована органами речного надзора.
Зимой тоже красиво
Откуда взялся посёлок
Тутуяс был основан на месте поселений для репрессированных. Название шорское, население, согласно переписи 2002 года - на 93% русские.
Старшая посёлка Людмила Малышева вспоминает, что приехала сюда в семидесятые годы, и посёлок был процветающим.
- Здесь и школа была, и своя пожарная часть, и клуб, - перечисляет Людмила Семёновна. Добавляет магазины, почтовое отделение.
Ничего этого сейчас нет. Вообще ничего нет. Осталась небольшая частная пилорама, а инфраструктуры у посёлка - как в чистом поле. Ни одного магазина, ни аптеки, ни фельдшерского пункта.
Ледовая переправа начинает работать в декабре, заканчивает в марте. Речная навигация до сих пор не появилась, паром не работает. Обещают запустить 30 мая, но в селе сомневаются.
И так - каждый год. С октября по декабрь и с марта по май Тутуяс остаётся полностью отрезанным от "материкового" Кузбасса. Четыре месяца 45 семей - а в каждой несколько человек, и не только старики, живут в изоляции. Заранее покупают медикаменты и продукты и смотрят новости по телевизору. Интернет сюда тоже не завезли, и нашу заметку в "коренном" Тутуясе, боюсь, не прочитают.
Разговор с людьми каждый раз выруливает на тему парома:
- Ещё в начале прошлой навигации цена была 220 рублей, к концу сделали 250, а сейчас 300 - что за инфляция такая? - Возмущаются наши собеседники.
Другой мужчина заявил, что противостояние с паромщиком "плохо кончится", но попросил не называть его имени в публикации.
Надо сказать, "коренное население" имеет льготы - каждому хозяйству (не жителю!) выдаётся по 40 бесплатных паромных переправ на пятимесячный сезон. Это в одну сторону, а туда и обратно - 20. Выходит по четыре переправы в месяц - не накатаешься.
- У нас двое детей, Один ребёнок — инвалид. С таким ценами очень накладно ездить каждый день и платить по 600 рублей, - рассказывает Станислав и добавляет, что переправа паромная через реку Обь стоит 200 рублей. Там 1,3 километра, на Томи в Тутуясе - 300 метров. Обидно.
Между тем дачники продолжают прибывать, покупают участки и строятся. Очень здесь красиво, душа радуется в отрыве от надоедливой "цивилизации". Странно, что никто не желает организовать небольшой бизнес, хотя бы открыть магазинчик. Летом посёлок и близлежащие сады наполнены людьми всех возрастов - отдыхающими и любителями повозиться на дачном участке.
- Не дай бог пожар или сердце схватит! - об этом задумывается буквально каждый наш собеседник. Впрочем, здесь есть гидропомпа и формально организована "пожарная дружина".
Впрочем, медики по мере сил приходят на помощь. Выглядит это так: своим ходом восемь километров до реки, там на другом берегу уже ожидает "скорая", а по воде с комфортом переправляет сердечника катер МЧС на воздушной подушке.
Люди, с которыми мы говорили, в один голос обещали, что вопрос с паромом "так не оставят". Будут обращаться к главе Мысков Евгению Тимофееву, вступившему в должность почти четыре года назад. Пока такие попытки выглядят безуспешными:
- Я мэру написал об этой проблеме, он меня заблокировал ВКонтакте, - сообщил Станислав, недавно поселившийся в Тутуясе. Свой посёлок он называет не затерянным миром - всего восемь километров от города, но брошенным.
Ещё хуже тем, кто обустраивает своё хозяйство:
- Машину сена купить - три тысячи, а доставка обойдётся ещё дороже, один только паром тысячу стоит для грузовика в две стороны, а сам грузовик, а бензин, - разводят руками местные. По их словам, одна переправа обходится бизнесмену Игорю Степанову в стакан солярки. Солярка за год подорожала на десять рублей, а паром для одной машины - на 80, - и прицеп считается как отдельная машина!
Переправы в Тутуясе нет больше двух месяцев, с 20 марта, как взорвали лёд на Томи.
"Новая Шория" обращается к администрации города Мыски и правительству Кемеровской области. Даже в таком небольшом селении должен по закону работать мобильный фельдшерско-аптечный пункт. Пожарная машину, не дай бог, на паром не поместится. А четыре поездки "на большую землю" в месяц одной семье - это, как нам кажется, издевательство.
Фото предоставлены жителями посёлка, найдены в группе "Тутуяс форева" и на сайте госзакупок