Вы здесь:

Расколоть и уничтожить. Кому мешают коренные народы России

Всем, кто обвиняет "Новую Шорию" в однобокости освещения событий: мы всегда предлагаем слово другой стороне - иное дело, как сторона этим воспользуется. К примеру, конфликт двух видных представителей шорского народа - президента АШН "Шория" Никиты Шулбаева и главы Совета старейшин шорского народа Михаила Тодышева.

Шорцы зачастую говорят об исключительно "медийной" деятельности Шулбаева, никак не отвечающей интересам коренного народа. Президент АШН возражает: вот, мы провели национальный праздник, а вы, наши оппоненты - гоп-компания и враги российского государства, готовые на западные гранты раскачать стабильность и погубить страну.

"Заграница не поможет"

Из материалов дела. Скриншоты обвинений Никиты Шулбаева в адрес Михаила Тодышева


Это не выдумка автора, это обвинение от Никиты Шулбаева - защитника президента, губернатора (название этих должностей он пишет с заглавной буквы) и глав муниципалитетов - в адрес другого шорца Михаила Тодышева. И это вовсе не похоже на конфликт Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Кажется, тут замешаны немалые деньги и сферы влияния.

Второй всемирно известный шорский общественник Михаил Тодышев оскорблён и обращается в суд - защитить честь, достоинство и деловую репутацию, а затем, по данным "Новой Шории", с требованием возбудить дело о клевете.

Всё это Михаил Тодышев делает публично, его Совет старейшин - открытая организация, а отличие от АШН "Шория", которая всего лишь изредка публикует данные о проводимых мероприятиях, идеи которых, по мнению коллег, иногда попросту украдены.

"Новая Шория" обращается к обеим структурам, получает подробную информацию от Совета старейшин и молчание от Ассоциации шорского народа. Мы делаем публикацию, в которой приводим известные на сегодняшний день факты - потому что если ты молчишь, говорят другие.

Наконец откликается Никита Шулбаев, он готов ответить на вопросы редакции, мы их ему пересылаем. Заметьте, не предлагаем прямой диалог, а даём вопросы, на которые можно ответить, подготовившись. С Советом старейшин мы так не общаемся: появился интерес, спросили - нам немедленно ответили.

Проходит ещё пять дней. Никита Макарович Шулбаев, президент ассоциации шорского народа "Шория", даёт лапидарный ответ:

"Зачем вам это? Я знаком об вашей активной позиции по сообщениям в соц. сетях. Оставайтесь при своём мнении".

Человеку предлагается ответить на критику оппонентов, защитить своё честное имя перед тысячами читателей и сородичей, в ответ - "оставайтесь при своём мнении". Это Никита Шулбаев не редакции "Новой Шории" ответил, а вам всем.

Вопросы президенту

Итак, какие были вопросы президенту АШН "Шория" Никите Шулбаеву. Приводим без правок:

«Действительно ли вы обвинили главу Совета старейшин шорского народа Михаила Тодышева  в получении иностранных грантов с целью «расколоть и раскачать нашу страну» (цитата из приписываемых вам  сообщений в мессенджере, находящихся в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации)? Если это ваша позиция, можете ли вы более развёрнуто рассказать о ней читателям нашего издания? Насколько мне известно, речь о деньгах, которыми в середине 2000-х годов распоряжалась RAIPON —  ассоциация, в которую входите и вы, и зарубежные гранты, международные проекты являются обычной практикой в сотрудничестве по защите прав коренных малочисленных народов. Поправьте меня, если это не так.

Широко известно о конфликте АШН «Шория» и Совета старейшин шорского народа, но в основном на уровне слухов и общих высказываний. Можете ли вы прокомментировать взаимоотношения между этими двумя организациями, в одной из которых вы являетесь президентом?

Приведу те претензии, которые озвучивали мне шорские активисты: некоторые из них считают, что основная деятельность АШН «Шория» —  медийная, то есть официальные мероприятия, концерты, семинары, клипы. 
При этом вы якобы не предпринимаете действий для реализации прав КМН —  например, по расширению  лимитов  на традиционную охоту и рыбалку, электрификацию отдалённых посёлков, связь в этих посёлках, доступность медицинской помощи. Наконец, эти посёлки исчезают с лица земли, как Тайлеп или Ильинка. Возможно, у вас есть что ответить по этому поводу.

В пунктах 2 и 3  —  не мои вопросы, но постоянно поступающие от активистов и, на взгляд нашей редакции, действительно затрагивающие основные интересы шорского народа и КМН в целом.
 
Основное, что меня интересует —  это конфликт с Советом старейшин и Михаилом Тодышевым. Если вы сможете своими словами добавить комментарии к судебному процессу и к вашим (если они ваши) высказываниям, которые привели к этому суду —  будем вам крайне благодарны».

В обсуждение предыдущей публикации в ТГ-канала "Новой Шории" пришла сотрудница Молодёжного совета АШН "Шория" Ольга Шелтрекова, к которой мы обращались ранее за комментариями и контактами босса:

"Хочу добавить информацию по этому поводу, что Михаил Анатольевич признал на заседании суда, что получал денежные средства в больших размерах в долларах. Вот об этом действительно нужно задуматься. Сколько, за что и от кого, можно сделать выводы!" - сообщила Ольга.

На просьбу уточнить детали - кто и за что получал , какие делать выводы, Шелтрекова ответила "кудайба" (до свидания, - шорск.) Оказалось, что "суммы в долларах" передавались в рамках международных связей той самой ассоциацией RAIPON, участником которой является и сам Шулбаев.

Кому выгодно расколоть шорцев?

Шорские национальные организации действительно работают на международном уровне, получают гранты от организаций по поддержке коренных народов (по крайней мере, получали, пока Россия не угодила в опалу для всего мира), а Ольга Шелтрекова на суде не была. Это вообще хорошо, когда малочисленные народы с разных уголков планеты делятся опытом выживания. Шорцы, побывавшие в индейских резервациях, рассказывали мне удивительные истории: там индейцы по-настоящему защищены, ни один угольщик или нефтяник не посмеет войти на территорию коренного народа со своим уставом.

Ещё из интересного: АШН была всемирно известной организацией, представителем шорского народа в ООН (про это ещё расскажем), к ней с уважением относились в других странах, и руководство ассоциации с удовольствием ездило в зарубежные поездки - тоже не за рубли. и ничего зазорного в этом нет. Происходило это до 2017 года - все эти годы, как нам рассказывают шорцы, в ассоциацию приезжали делегаты из самых отдалённых поселений а решения принимались коллегиально. 

Однако Ассоциация шорского народа была распущена, и в 2018 году, как сообщает сервис Rusprofile, вместо неё создана организация с тем же названием, но несколькими учредителями и президентом. Кого представляет новообразование АШН "Шория" - мы не знаем, а президент Никита Шулбаев отвечать не желает.

В 2019 году Никита Шулбаев выступил на сессии постоянного форума ООН, где начал вполне за здравие:

"Шорцы, как и другие коренные народы, обеспокоены, что наша земля всё больше и больше подвергается промышленному освоению".

И это действительно важная проблема. Чего только стоит знаменитый разрез "Кийзасский", который по мнению шорских активистов уничтожал природу на своём пути, а прокуратура выписала "Кийзасскому" штраф "меньше меньшего" - на 11,8 миллиона за сход оползня в реку Большой Кийзас.

Однако Никита Шулбаев заканчивает свою речь в Нью-йорке за упокой, хотя и с нескрываемым оптимизмом:

"Мы заключаем соглашения между нашими организациями и промышленными компаниями. В рамках этих соглашений строятся спортивные объекты, духовные центры, мастерская резьбы по дереву, финансируются мероприятия по сохранению языка и культуры <...> Мною, как представителем шорцев, предпринимаются реальные шаги по совершенствованию такого сотрудничества с целью сохранения и устойчивого развития моего народа <...> Я хочу отметить, что права коренных народов России защищены национальным законодательством и я горжусь тем, что права коренных народов имеют..." Запись прерывается.

В том же 2019 году, когда состоялась триумфальная речь на трибуне ООН в Нью-Йорке, Никита Шулбаев подписывает соглашение с генеральным директором разреза "Кийзасский" Николаем Зарубиным о сотрудничестве на 2 миллиона рублей. Через три месяца разрез губит шорскую речку Большой Кийзас, а холдинг "Сибантрацит", которому принадлежал разрез, участвует в знаменитом скандале с боевым разгоном протестующих в районе речки Черемза. Теперь в качестве владельца другого разреза. Интересно, что совладелец "Сибантрацита" Дмитрий Босов был найден мёртвым во дворе своего дома рядом с пистолетом "Глок". Говорят, незадолго перед этим шорские шаманы провели "антиугольный обряд" - шибко обиделись.

Главная проблема малочисленных коренных народов Кузбасса - не отсутствие национальных костюмов и концертов, а противостояние с промышленниками - в основном золото и угледобытчиками. Последним нужна священная шорская земля, за которую они готовы откупаться праздничными мероприятиями. Так был десять лет назад уничтожен посёлок Казас, так гибнут другие шорские поселения - в мирное, казалось бы, время. Конечно, два миллиона за ремонт школы куда выгоднее, чем 11,8 млн штрафов и настоящая работа с местным населением по согласованию разработки новых месторождений.

Мы не намерены обвинять Никиту Шулбаева в недостаточной защите интересов своего народа. Более того, "Новая Шория", имеющая к шорцам исключительно географическое отношение, верит, что каждый общественный деятель искренне заботится о судьбе небольшого, да что там - вымирающего этноса. Шорцев в Кузбассе осталось около 8000 - об этом говорил глава филиала Совета старейшин в Таштаголе Дмитрий Кирсанов в интервью нашему изданию. Да, возможно каждый видит эту судьбу и защиту народа по-своему. Поэтому мы ждём ответов на наши вопросы, готовы организовать диалог между Тодышевым и Шулбаевым.

Когда президент АШН "Шория" согласился ответить нашей редакции, от знакомых шорцев посыпался шквал вопросов, но мы решили задать только свои. Как видим, для многих людей неотвеченное бывает важнее выдуманного. И ещё нам часто задают один вопрос: кому нужны ваши шорцы? Они сами уезжают из деревень, забывают родной язык и культуру. В цивилизованном мире не принято этого объяснять, но всё же представьте, что читателей Толстого и Достоевского, слушателей Глинки и Чайковского осталось на планете восемь тысяч, и с каждым днём становилось всё меньше. Вам бы было всё равно?

Никиту Шулбаеву по делу о защите чести и достоинства от главы Совета старейшин шорского народа Михаила Тодышева защищает Юлия Якель - почетный адвокат Московской областной коллегии адвокатов, член экспертного совета Комитета по делам национальностей Государственной Думы, Совета Федерации, член сети юристов-экологов E-LAW (Environmental Law Alliance World-Wide), член экологической адвокатуры стран Восточной Европы (GUTA), член общественного совета при Министерстве природных ресурсов РФ (все статусы с сайта АШН "Шория")

"Новая Шория" по-прежнему предлагает президенту Ассоциации шорского народа Никите Шулбаеву свою площадку для высказывания позиции либо диалога с оппонентом Михаилом Тодышевым.


Фото в шапке: Нэлли Тогмагашева, уничтоженный посёлок Казас


Ваши донаты помогут "Новой Шории" делать честную журналистику.

"Новая Шория" в соцсетях:
ВКонтакте | Телеграм | YouTube | Дзен

 предложить новость 

  • АвторОлег Лужин, "Слово редактора"
  • ИсточникНовая Шория

Другие статьи

Оставить комментарий

avatar

Контакты

16+. Ответственность за содержание блогов и статей на сайте несут авторы, за рекламу - рекламодатели. Редакция не согласна ни с теми, ни с другими.

  • Адрес: г. Таштагол, ул. Поспелова, 33
  • WhatsApp: +7-995-067-00-75

Редакция

Просим коллег при перепечатке публикаций ссылаться на "Новую Шорию". Иллюстрации с нашим логотипом также принадлежат редакции.


    Редактор: Олег Лужин

Рассылка новостей

Всё самое важное, что произошло за неделю - в нашей эксклюзивной рассылке. Без рекламы.